← go back

Есть ли будущее у интернет-рекрутинга?

Поиск работы через интернет давно превратился из атрибута продвинутого соискателя в обыденное явление. Сегодня ежедневно сотни тысяч россиян ищут работу через крупнейшие job-порталы, на которых можно как искать вакансии в интересующей, так и размещать свое резюме. О будущем интернет-рекрутинга высказались эксперты в ходе Российского интернет-форума (РИФ), состоявшимся в конце мая в гостинице «Прибалтийская Park Inn».

 

По мнению экспертов, компьютеризация населения и бурное развитие интернета будет способствовать дальнейшему росту популярности поиска работы через job-порталы. Причем удобство это обоюдное – как для соискателя, так и для работодателя, который может всего в несколько кликов «мышью» найти нужных специалистов.

Благодатное поле интернет открывает и для рекрутеров – в частности, специализирующихся на поиске управленцев и редких специалистов. Директор портала HeadHunter в Санкт-Петербурге Юлия Сахарова рассказала присутствующим, что за последние 5 лет портал демонстрировал устойчивый рост, и сегодня его посещаемость превышает 60 тысяч посетителей в сутки.

Однако опорой интернет-рекрутинга остаются специализированные порталы, считают эксперты. По словам Юлии Сахаровой, года 2-3 назад, во время бума социальных сетей, рекрутеры пробовали искать сотрудников через популярные интернет-сервисы «Вконтакте» и «Одноклассники». «Однако практика показала, что через социальные сети эффективно искать в основном низовой персонал», - рассказала Юлия Сахарова. Специалисты же более высокой квалификации обычно обитают на специализированных job-порталах, считает эксперт.

Не очень радужна картина с социальными сетями и в отношении соискателей. По статистике HeadHunter, 8 из 10 респондентов не смогли найти работу с помощью социальных сетей. Впрочем, по мнению экспертов в рекрутинге, социальные сети очень удобны для IT-специалистов и представителей творческих профессий – программистов, веб-дизайнеров, фотографов, копирайтеров и так далее. А для так называемых фрилансеров – вольнонаемных специалистов – социальные сети давно превратились в эффективный инструмент для поиска заказов.

Директор по развитию рекрутинговой компании «IT Доминанта» Денис Каланов провел краткий экскурс в историю интернет-рекрутинга. По его словам, расцвет онлайн-рекрутинга начался в начале 2000-х годов, в эпоху медленного модемного интернета. «Для начала своего бизнеса в рекрутинге не требовался даже офис - лишь компьютер с доступом в интернет», - говорит Денис Каланов. На пользу интернет-рекрутингу пошел и кризис, считает эксперт. «Многие рекрутинговые агентства закрылись в один день. Многие работодатели вывели своих сотрудников за штат, придав новый импульс онлайн-рекрутингу», - рассказал Денис Каланов.

Впрочем, и традиционный рекрутинг рано списывать со счетов, считает IT-рекрутер. «В России еще много руководителей среднего и пожилого возраста, которые не очень дружат с компьютером, и предпочитают искать персонал традиционными методами», - считает он.

Это мнение разделяет и руководитель портала Job.ru в Петербурге Елена Колмакова. По ее данным, сегодня работу через интернет ищет не более 15 процентов соискателей, большая часть которых проживает в обеих столицах. Тем не менее, по ее мнению, доля соискателей – активных пользователей интернета будет неуклонно возрастать с каждым годом.

К основным тенденциям развития job-порталов эксперты относят возрастающую долю мультимедийного контента – в частности, видеорезюме. По мнению Юлии Сахаровой, видеорезюме – эффективный способ для кандидата выделиться в соискательском потоке. К другой тенденции эксперты относят коммерциализацию job-порталов. Если раньше сайты job.ru, superjob.ru и другие получали доход в основном за счет размещения интернет-рекламы, то сегодня основной источник их доходов – взимание платы с работодателей за размещение вакансий, говорит Юлия Сахарова.