← вернуться

Откуда пошло, что КА - это ЗЛО?!

В ходе очередного исследования рынка заработных плат и компенсаций среди IT компаний мы традиционно  поинтересовались у респондентов, как они оценивают эффективность различных ресурсов для поиска персонала, и вот какая картина у нас получилась:

Тот факт, что «почетное» предпоследнее место,  в этом списке заняли рекрутинговые агентства, нас, конечно,  сильно расстроил. При этом большинство тех респондентов, которые сотрудничали с рекрутинговыми агентствами, оценили его, как успешное.

Так в чем же причины низкой популярности  рекрутинговых компаний? Почему КА (кадровые агентства) не оправдывают надежды? Возможны ли продуктивные отношения, и от каких факторов они зависят? Эта публикация о том, как эту ситуацию видим мы, по другую сторону баррикады. Итак,  рассмотрим  типичные случаи, когда компании обращаются в рекрутинговое агентство и разочаровываются в нем.

«Последний шанс»

Знакомая ситуация: возникла вакансия, компания самостоятельно попробовала найти (а скорее всего очень долго искала) специалиста, но не нашла. На переговорах нам приходится слышать немыслимые цифры – тысячи просмотренных резюме, полтора года работы над закрытием вакансии, сотни показанных руководителю кандидатов отвергнуты по десяткам совершенно разных причин. И вот тогда компания решает обратиться в Агентство, ожидая чуда и получая гарантированное разочарование.

Как правило, причины «незакрываемых» вакансий кроются в том, что с вакансией что-то не так, самые очевидные из них – низкий предлагаемый уровень дохода, неверно сформулированные требования к кандидату. К примеру,  когда уходит из компании сотрудник уникальный в своем роде, поиск такого же, как «Вася» заканчивается ничем. В этом случае стоит пересмотреть заработную плату или, трезво оценив задачи, скорректировать требования к кандидатам, и задача решится. Наша практика показывает, что если 3-5 кандидатов, соответствующих заявке, получили отказ или отказались от вакансии сами, это сигнал: необходимо вернуться к уточнению заявки.  

«Дешево и сердито»

Услуги КА не могут стоить дешево. Качественный рекрутинг стоит  дорого в первую очередь, потому что успешность проекта прямо пропорциональна квалификации Консультанта. Хороший (профессиональный) консультант может позволить себе работать в достойной компании, иметь конкурентный оклад и высокую зарплату, комфортное рабочее место, дружный коллектив, доступ к основным платным Job-порталам, быстрый интернет и так далее. И если услуги КА равны окладу, то опыт Консультанта, работающего в нем, безнадежно стремится к нулю, а судьба Вашего драгоценного проекта, увы, непредсказуема. Многие из числа звезд рекрутинга начинали свою блестящую карьеру в агентстве «Три арбуза» (собирательный образ агентства начального уровня), но никто из них не остался там надолго.

Оценка стоимости услуг КА со стороны Заказчика учитывает лишь  прямые затраты на поиск своими силами (ее не калькулировал только ленивый, поэтому мы пропустим этот момент). Именно эта незамысловатая арифметика указывает на то, что красная цена рекрутингу – «оклад найденного кандидата». Однако, в этих расчетах не учитываются затраты на маркетинг, на развитие агентства, не учитываются и один из главных факторов высокой стоимости – это риски. Как правило, агентства получают свой гонорар по факту выполненных работ, при этом заказчик на любом этапе может отозвать свою заявку, без каких либо штрафных санкций и компенсаций. В разное время мы закрываем от 30 до 50% заявок, причины далеко не всегда в нас. Легко можно представить какой объем работы мы делаем, почти постоянно, вхолостую – это наши риски и мы их вынуждены закладывать в стоимость.

Самые «яркие» впечатления, которыми делятся руководители компаний или HR-ы, это дали заявку, две недели тишины, а потом одно-два резюме невпопад. Знакомая ситуация? Любой опытный менеджер по закупкам расскажет Вам, что никогда не заключит серьезный контракт с контрагентом, который  пытается продать товар по себестоимости и не борется за свою прибыль! Такой партнер может подвести в любой момент, просто канув в небытие в неожиданный момент.

Важно «кто»

Вы можете возразить, что мол, обращались в именитые компании, результат тот же. Наш опыт показывает, что успешное сотрудничество часто складывается не с КА, а с Консультантом. Рекрутинг – это технологичная магия, когда над результатом трудятся две стороны – и Компания, и Консультант. У рекрутеров есть понятие «хороший клиент», но это отнюдь не тот, у кого «легкие» и дорогие вакансии (такое вообще бывает? :) ), а тот, кто охотно делится информацией (о рынке, ситуации в компании, вакансии, персоналиях), тот, кто способен прислушаться к рекомендации Консультанта в сложной ситуации, тот, кто дает откровенную обратную связь, чтобы можно было скорректировать поиск кандидата. Скорее всего, Вы без труда назовете признаки "хорошего" консультанта, даже на уровне здравого смысла.  

«Наперегонки»

А вот еще один ошибочный ход мыслей: есть срочная / сложная / важная вакансия. Давайте задействуем все ресурсы и дадим вакансию в работу трем КА, при этом будем искать сами, а еще привлечем фрилансера. Рассказываем, что происходит с Вашей задумкой. Вариант первый: Вашу вакансию переводят в статус неприоритетной (Консультант работающий на результат и за процент, просчитывая ситуацию «крысиных бегов», с удовольствием сосредоточится на более реальной вакансии, где вероятность заработать и для себя, и для Компании выше).

Вариант второй: рынок узкий, и рекрутеры начинают «прозванивать» одних и тех же кандидатов. После третьего звонка в один день, у кандидатов возникает подозрение, что с вакансией определенно что-то не так, а  после ритмичных «прозвонов» раз в неделю-полторы ощущение, что в Вашей компании «текучка»  или по каким-то причинам никто не готов согласиться на данную вакансию. В общем, результат опять-таки не оправдывает Ваши ожидания, хотя причина изначально не в том, что «агентства плохо сработали».

Чудо-база

Еще одно великое заблуждение, которое мы слышим на переговорах в ежедневном режиме - это надежда на базу данных кадрового агентства. Мы непрерывно работаем над качеством и количеством этого уникального ресурса. Каждый консультант  умеет выстраивать прочные отношения с интересными специалистами, что реально, поскольку мы профильное КА. Кроме того, мы участвуем во всех активностях профессионального IT сообщества. Таким образом, мы можем уверенно кричать на каждом углу, что у нас есть  самая чудесная база на этом рынке  в этом городе, потому что это правда. Однако, мы хорошо понимаем, что задача рекрутера найти и замотивировать подходящего кандидата на Вашу вакансию, а откуда будет взята информация о специалисте  (из открытых источников или чудо-базы), не все ли равно?  Так вот, в ответ на заявления о том, что «мы не будем платить Вам за кандидата с hh.ru», которые звучат так часто, хотим задать Вам вопрос: а почему Вы сами до сих пор не нашли там подходящего кандидата и не решили поставленную задачу?  Нужен рекрутинг – покупайте услугу, а не информацию о кандидатах, т.к. информация сама по себе не имеет той ценности, которую мы можем предложить.

Выводы

Стоимость потерь, связанных с ошибками подбора,  никто не считает, а западные эксперты оценили  убыток неверно нанятого топ-менеджера в 15 его окладов. Еще более эфемерной кажется упущенная прибыль по причине отсутствующего специалиста, однако, самое очевидное, что, пока Вы полгода ищите менеджеров по продажам, Ваши конкуренты «отъедают» Вашу долю рынка.   

Мы за разумную экономию, но оптимизация ресурсов не равна скупости и недальновидности.  Если есть ресурсы на услуги кадрового агентства, потратьте эти средства на вакансии, которыми Вы по определенным причинам не можете заниматься сами  (срочно, сложно, конфиденциально и т.д.).  Уделите время поиску Консультанта/или Команды, которой Вы сможете доверять (самые простые признаки: легкость и приятность в общении, соблюдение договоренностей, готовность услышать Вас). И мы уверены, что результаты не заставят себя ждать.

 

Вместо итогов:

Был и второй повод написать эту статью: в рамках нашего исследования мы оценили эффективность работы разных агентств. Безусловно, скидку на лояльность к нам компаний, участвующих в обзоре, мы делаем... И наше первенство в рейтинге, на наш взгляд, подтверждает политику и ценности, которые мы пропагандируем.

Спасибо тем, кто с нами! :)

А вот как выглядит рейтинг рекрутинговых агентств в сфере подбора IT персонала согласно нашему исследованию:

  1.  IT-Доминанта 
  2. Avanta Personal (Adecco) 
  3. IT Selection
  4. iChar
  5. Ancor
  6. Luxoft / Kelly Services
  7. EMG

 

Статью подготовила Власенко ОльгаКонсультант по подбору IT персонала.